На греческом IXOYE (ихтхус) - рыба, одновременно является акронимом (аббревиатурой образованной от начальных букв) теологического утверждения Иисус Христос - Сын Божий, Спаситель - "Ιησουζ Χριστοζ Θεόυ Υίόζ Σωτήρ".
Еще с тех незапамятных веков, когда последователи Иисуса Назаретянина жестоко преследовались официальным Римом, а Благая весть (Евангелие) о его Воскрешении только только оформлялась в современном своём ввиде. Именно тогда уже существовал система распознавания "свой-чужой". В этой системе одним их отличительных символов, позволяющим единоверцам узнать друг друга, служила именно рыба. Она олицетворяла Спасителя.
Почему рыба, спросите вы?
Даже по сей день версий много. Одни пытаются найти ответ в самом Священном писании, другие в более ранних культурно-религиозных традициях.
Если обратиться к Евангелию, можно найти следующее.
В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок - будущие нательные кресты. Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: "Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?"(Мф 7:9-10).
Символика рыбы оказывается связанной и с таинством крещения. Как говорит Тертуллиан: "Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись иначе, как пребывая в воде".
Это важный и часто использованный первыми христианами символ. Рыба была для них во-первых символом ВОЗРОЖДЕНИЯ от водою - св. крещения. Водозаборник, где происходило крещение, назывался по латыни писцыною, что значит рыбный бассейн. "Мы рыбы, говорит Тертуллиан, - и не можем иначе спастись, как только в воде" - т.е. через крещение.
На самом деле символика с изображением рыбы уходит еще в дохристианский период истории. В вавилонско-ассирийских источниках и у фимистимлян, населявших прибрежную Палестину, встречается упоминание о неком боге Дагоне (Дагане). Он был изображен в виде получеловека-полурыбы. Имя этого бога отождествлялось одновременно с др. ивритским словом "даг" - РЫБА и со с ловом ЗЛАК. Все это опять же тесно переплетается с хлебом и рыбаками из Евангелия.
Интересны некоторые параллели в древних изображениях Христа и Богов более ранних языческих культов.
Конечно, сейчас уже никто не придает значения языческой составляющей, но корни скорее всего оттуда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий