Ваша идея безумна. Весь вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы оказаться правдой. (Нильс Бор)

воскресенье, 22 января 2012 г.

Авиньонский плен

 В период с 1309 по 1378 резиденция глав католической церкви находилась не в Риме, а в Авиньоне, в провансе на территории Франции.


Перемещение резиденции пап было результатом нестабильной ситуации в Италии, в том числе и в Риме (конфликты между различными политическими группировками, антифеодальное движение обнищавших городских масс, острое соперничество между влиятельными родами), перед лицом которой папы оказались бессильными, а потому искали поддержки у короля Франции Филиппа IV (Красивого).



Пожалуй, одним из основных факторов, определяющих ход истории, в средние века была борьба императоров Священной Римской империи и Римских пап за лидерство в христианском мире. Противостояние это продолжалось с переменным успехом несколько столетий. Однако во второй половине 13 века, после того, как на императорском престоле Гогенштауфенов сменили Габсбурги, в имперской политике произошли серьезные изменения. Новые властители решили отказаться от итальянских амбиций, дорого обошедшихся их предшественникам, и сосредоточиться на своих немецких делах. Рудольфу Габсбургу даже приписывают выражение: «Рим подобен пещере льва, туда ведет множество следов, но не видно, чтобы кто-то возвращался».
Казалось, папы одержали столь долгожданную победу и могут теперь спокойно заняться укреплением своего государства и своей власти в католической церкви. Однако завершение противостояния с императорами только ухудшило положение пап. После исчезновения германской угрозы в Италии началась настоящая анархия. Если раньше города и сословия вынуждены были объединяться перед общей угрозой, то теперь их ничего не сдерживало. Между собой воевали соседние города, почти в каждом городе аристократия сражалась с горожанами, один клан с другим. И Рим не был исключением. Во второй половине 13 века папы вынуждены были несколько раз убегать из Вечного города, опасаясь то войск соседнего государства, то взбунтовавшихся римских граждан. Некоторые из пап стали выбирать местом своих резиденций не Рим, а Перуджу, Аквилу, Ананьи или Неаполь. В самой коллегии кардиналов также не было единства. Выборы нового папы превращались в столкновение кланов. Новый папа старался назначить кардиналами своих родственников и сторонников, а с проигравшей партией стремился расправиться.
При этом папа продолжал вести себя как глава христианского мира, стоящий над светскими государями. Такая политика в начале 14 века привела к обострению отношений между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV Красивым. И тут проявилась вся слабость земной, светской власти папы.
Когда противостояние в 1303 достигло апогея, и папа собирался предать короля анафеме, тот направил своего канцлера Гильома Ногарэ в Италию. За день до предполагаемого отлучения Ногарэ во главе нескольких сотен рыцарей, большинство из которых были итальянцами из партии противников папы, ворвался в папский дворец, стащил Бонифация VIII с трона, избивая и унижая 86-летнего старика. Бонифаций, не вынеся позора и избиений, через месяц скончался. И хотя перед смертью он проклял и Ногарэ и Филиппа, его преемник Бенедикт IX немедленно объявил нападавших на Бонифация VIII невиновными. Случилось то, что до этого трудно было даже представить: по приказу христианского короля папа был избит, унижен, фактически сведен в могилу. При этом королю даже не потребовалась армия, а виновные были немедленно прощены. Стало очевидно, что без поддержки светской власти папа больше не сможет исполнять свою роль в католической церкви. За поддержкой папы обратились к самому сильному государству того времени – Франции.
Если за короткий период своего понтификата (1303 - 1304) Бенедикт IX еще пытался обосноваться в Риме (откуда был изгнан горожанами и вынужден был разместить свой двор в Перудже), то его приемник Климент V, бывший кардинал Бордосский, за всю свою жизнь ни разу даже не побывал в Италии. Необходимо было выбрать новое место для папской резиденции, откуда он мог спокойно, не опасаясь ни внутренних, ни внешних врагов, управлять католической церковью.
С одной стороны, для обеспечения безопасности папского престола, ему необходимо находиться поближе к французским границам. С другой, нахождение на французской территории могло быть негативно воспринято не только на Аппенинском полуострове (где привыкли считать папский престол своей собственностью), но в других государствах. Кроме того, папы традиционно считали, что должны быть сюзеренами в своих землях, а получив для своего государства территорию во Франции или другом государстве, папы неминуемо становились вассалами короля.

Идеальным вариантом для пап стал небольшой город Авиньон в Провансе. Вместе с графством Авиньон он относился к владениям империи, переданным императором влен неаполитанскому королю. Папа помог в свое время неаполитанскому королю занять престол, за что тот признал папу своим сюзереном. Так что формально папа располагался на землях своего вассала, а не на французской территории.

Переехав в Авиньон в 1309 году, папы останутся здесь на много десятилетий, сделав небольшой город на берегу Роны столицей католического мира. Хотя впоследствии этот период назовут «авиньонским пленением пап», переезд этот был добровольным, а пребывание в Авиньоне куда более спокойным и комфортным, чем в Риме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий